. ,
,
  !
-
-
   .
.
 

2020-12-04
Профессор МГУ Колганов о родовых поместьях

Несколько выдержек из научного доклада «Родовые поместья и состоящие из них поселения как перспективная социально-экономическая форма».

Андрей Иванович Колганов

«Развитие родовых поместий всего за два последних десятилетия превратилось из привлекательной идеи (популярно изложенной в серии книг Владимира Николаевича Мегре, начатой в 1996 году) в широкое общественное движение. Несмотря на значительный эзотерический налет, наличествующий в этих книгах, их рациональная сторона привлекла к себе внимание множества людей, и содержащаяся в них концепция развития родовых поместий послужила практическим руководством для переустройства жизненного уклада тысяч (возможно, уже десятков тысяч) энтузиастов.»

«Уже неоднократно предпринимались инициативы по принятию Федерального закона о родовых поместьях (проект ЛДПР от 2014 года и проект КПРФ от 2016 года), а в трех регионах России соответствующие законы были приняты на региональном уровне – в Белгородской и Брянской областях (последний носил декларативный характер и 24 мая 2017 года признан утратившим силу), в Краснодарском крае. Популярность участия в создании родовых поместий растет, как растет и общественное внимание к этому движению.»

«Идеи Мегре, впервые опубликованные в 1996 году, упали на благодатную почву – к тому времени уже отнюдь не единичные группы энтузиастов, руководствовавшихся самыми различными идейными соображениями – экологическими, религиозными, традиционалистскими, анархическим и т.д. – пытались создавать в сельской местности автономные поселения, обеспечивавшие бы как гармонию с природой, так и социальную гармонию.

Мегре же удалось предложить проект, сразу выдвинувший его сторонников на лидирующие позиции в формировании культуры постурбанистических поселений. Использование именно этого широкого термина оправдано тем, что участниками данного движения выступают в основном городские жители, желающие изменить свою принадлежность к урбанистическому образу жизни.»

«Исследования, посвященные данной проблеме, дружно отмечают тот факт, что среди постурбанистических поселений (иногда более узко и вопреки сложившейся реальности определяемых как экопоселения) явно преобладают сторонники создания родовых поместий (более двух третей). Стоит отметить и тот факт, что существование отдельных родовых поместий (усадеб) почти не находит отражения в информационном пространстве (хотя они, несомненно, есть), а вот поселения, состоящие из родовых поместий, получают достаточно широкое освещение, в том числе и за счет их собственных усилий.

В настоящее время поселения родовых поместий в основном (за исключением небольшого числа старейших из них) проходят фазу становления и закрепления. Они сталкиваются со значительными трудностями организационного, хозяйственного, правового характера, подчас – с внутренними конфликтами. Период строительства жилья и налаживания первичного функционирования родового хозяйства занимает не менее пяти лет, поскольку опирается главным образом на личные средства участников.

Этот факт – развитие и обустройство родовых поместий на основе самофинансирования за счет предпринимательских доходов и заработной платы участников – является одной из существенных черт практики движения по созданию родовых поместий. Более половины участников родовых поместий них пока не могут проживать в них. Так, например, в поселении родовых поместий Родное (Владимирская область), созданном в 2002 году, где к началу 2009 года обустраивалось уже около 200 семей, на зиму оставались лишь порядка 60. Сейчас эта цифра, вероятно, выше (не менее 80), но в целом постоянными жителями являются около четверти поселенцев, хотя эта оценка может быть заниженной.

Конечно, можно было бы мечтать об идеальном случае, когда профессиональная и предпринимательская деятельность совершается всеми участниками при постоянном проживании в своем родовом поместье. Однако экономическая реальность такова, что на сегодняшний день еще не созданы возможности совершать любую хозяйственную деятельность на основе дистанционной занятости или дистанционного управления. Но даже частичное проживание в родовом поместье создает для специалистов и предпринимателей и улучшенный образ жизни, и новую глубокую мотивацию для совершенствования в своем мастерстве.»

«Вопрос в том, стоит ли рассматривать независимость от города, как непременную целевую установку для жителей родовых поместий? Полагаю, что основная цель – все же не самоизоляция, и не бегство от городской жизни (хотя определенное отстранение от современного городского уклада жизни является необходимым). Главное в том, чтобы родовое поместье выступало базисом и для здорового образа жизни, и для раскрытия творческих способностей человека в самых различных областях – для чего контакты с городом вовсе не противопоказаны.

Большая часть родовых поместий, – в том числе и созданные довольно давно, и расположенные недалеко от городов, – сталкивается с неналаженностью инфраструктуры. Часто нет нормальных дорог, не подведены линии электропередач, практически везде отсутствуют школы, а пункты медицинской помощи находятся на значительном отдалении. Некоторые поселения, не без некоторых успехов, пытаются решать эти проблемы своими силами, что, однако, неизбежно происходит весьма медленно. Вряд ли это можно рассматривать как специфическую проблему именно родовых поместий и состоящих из них поселений. С такой проблемой столкнутся все, кто будет обустраиваться на неосвоенных территориях. Но учитывать эту проблему необходимо.

Что касается основного занятия участников поселений родовых поместий, то в этом отношении не может существовать каких-либо ограничений. Родовое поместье, по первоначальному замыслу, не самоизолирующаяся система – оно должно обеспечить основу для деятельности человека потенциально в любых областях. При этом экологически сбалансированное, природосберегающее сельскохозяйственное производство выступает как одно из важнейших средств для достижения этой цели, обеспечивая гармоничные условия жизни в родовом поместье. Практика поселений родовых поместий свидетельствует, как уже отмечено выше, что участники родовых поместий успешно применяют свои способности в самых разнообразных профессиональных областях. Проблема заключается лишь в том, что в настоящее время такая деятельность (включая бизнес) зачастую требует постоянной занятости в городе, что не дает возможности постоянного проживания в родовом поместье.

Ведению сельского и лесного хозяйства в родовых поместьях (как условию нормального существования такого поместья) уделяется немалое внимание. Участники этого движения стремятся использовать новейшие разработки в сфере развития природосберегающих сельскохозяйственных технологий. Главная цель, преследуемая при этом – не достижение немедленных коммерческих результатов, а создание основы для такого образа жизни, который обеспечивал бы гармонию с природой. В этом отношении цели движения родовых поместий смыкаются с целями создателей экопоселений.

Многими участниками движения по созданию родовых поместий подчеркивается, что их целью не является создание замкнутых общин, ориентированных исключительно на традиционные ценности (хотя есть сторонники и такого подхода). Считается, что родовые поместья должны способствовать раскрытию творческого потенциала человека, ориентированного не на иллюзорные, фальшивые ценности, навязываемые обществом потребления, а на высшие духовно-нравственные ценности, позволяющие выйти за пределы тех экономических, экологических, социально-демографических и духовно-нравственных противоречий, которые порождены современным глобальным капитализмом.

Поэтому движение отнюдь не отвергает использование современных технологий, напротив – мы можем наблюдать очень высокую активность поселений родовых поместий в использовании современных средств информатики и телекоммуникаций, их активное присутствие в современном информационном пространстве.

Не чужды поселения родовых поместий и использованию современных методов формирования автономных добровольных самоуправляющихся коллективов, создаваемых инициативными группами для решения конкретных проблем. Часть этих групп может быть постоянно действующей – например, по приему новых членов, а часть самораспускается по мере решения поставленных задач. Тем самым поселенцы обходятся без создания застойных бюрократических структур. Участники этих групп сами обеспечивают бюджет проектов, что может вести вообще к отсутствию общего бюджета поселения.

Таким образом, нынешнее состояние движения за создание родовых поместий можно оценить как начальную стадию, для которой характерны как небольшой пока масштаб, так и значительные трудности, препятствующие полному раскрытию возможностей родовых поместий. Если судить об этом движении только по уже достигнутым результатам, то не стоит удивляться тому скептическому отношению, которое оно встречает со стороны средств массовой информации, значительной части муниципальных, региональных и федеральных властей, жителей окрестных поселений. Тем не менее, в концепции родовых поместий заложен большой потенциал, реализация которого, пусть и с трудом, но уже проглядывает в практических делах поселенцев.»

Научный доклад: "Родовые поместья и состоящие из них поселения как перспективная социально-экономическая форма" на конференции в МГУ,
ноябрь 2017 г.

Источник: Анастасия.ру





, ?