Поселение родовых поместий Благодатное. Новосибирская область, Ордынский район
Новости
Лента новостей поселения Благодатное
В России есть трезвые, здоровые деревни
Дата опубликования: 2015-04-12.
Село Саиткулово, состоящее из сорока дворов, так затерялось в Башкирском Зауралье, что найти его можно далеко не на каждой карте.
В народе Саиткулово ещё называют «трезвой деревней». И это соответствует истине. В местном магазинчике, который держит местная предпринимательница Таслима Билалова, спиртного уже много лет не было.
— Невыгодно, никто не покупает, — разводит руками продавщица. — Помню, как-то к нам приехали на свадьбу гости из другого села, невесту оттуда наш жених сосватал, привезли с собой два ящика водки, четыре дня гуляли, и никто к ней не притронулся. Так и увезли обратно.
— Самые крепкие напитки, которые мы употребляем, — это кумыс, буза, приготавливаемые из лошадиного молока, да еще березовый сок, говорит глава сельского поселения Фуат Махмутов. — На Новый год шампанское откроем иногда чисто символически… Зато у нас нет ни одной семьи, в которой меньше трех детей. А всего — 19 многодетных семей!
Любопытно, что приезжие быстро адаптируются в трезвой атмосфере. Застолья в Саиткулове с традиционным башкирским наваристым супом бешбармаком, всевозможной национальной выпечкой и сладостями и без всякой выпивки проходят оживленно — непременно с песнями и заводными танцами.
Главными хранителями трезвых традиций в Саиткулове являются старожилы. «Ак инейдэр» — по-башкирски "белые бабушки" — строго следят за порядком в деревне. Их лидер — сэсэния Василя Сытдикова, народная сказительница, знающая множество легенд и песен.
Мнение женщин имеет здесь весомое значение. Во-первых, практически в каждом селении Башкирского Зауралья активно работают женсоветы, решающие самые разные житейские проблемы, а во-вторых, большую часть года в деревнях остаются только женщины и подростки, пока мужчины подаются на заработки. Но и «на шабашках», по заверениям сильного пола, ни капли алкоголя в рот не берут, именно поэтому их повсюду охотно принимают на работу.
Безработица — для местных аборигенов тема хоть и актуальная, но отнюдь не болезненная. Официально работы в Саиткулове давно нет. Последний совхоз распался лет 30 назад, но безысходностью для деревенских жителей это не обернулось. Непьющие люди взялись работать на своей земле, держать лошадей, коров, овец, домашнюю птицу, в огородах стали выращивать овощи и фрукты. В их домах нет особой роскоши, но есть все необходимое для тепла и уюта. У многих — автомобили, не иномарки, но все-таки средство передвижения.
Есть в Саиткулове умельцы, которые изготавливают телеги, пользующиеся спросом по всему региону. Женщины валяют знаменитый башкирский войлок, производящий фурор на самых престижных выставках.
В начале лета, по окончании сева, все село собирается на древний башкирский праздник сабантуй на огромном поле. Пожилые не упускают случая рассказать молодым, как правильно строить свою жизнь и как важно чтить традиции. А гостям из других сел, где нет сухого закона, только и остается вздыхать о том, что подобные порядки являются сегодня исключением, а не нормой.
У вас есть чем дополнить статью В России есть трезвые, здоровые деревни?
Оставьте здесь свой комментарий!