Шапка сайта Благодатное
Поселение родовых поместий Благодатное. Новосибирская область, Ордынский район
О нас
Пресса о нас
Мы сами о нас
Новости
Продукция
Натуральные продукты
Народные игрушки и поделки
Наши статьи
Поселенские истории
Строительство
Семена и саженцы
Земледелие
Рукоделие, ремёсла
Для родителей
Праздники
Философское
Решись быть здоровым!
Жена-богиня
С миру по нитке
Благодатные растения
Дикие птицы и животное окрестностей поселения Благодатное
Фотовыставка
Поболтаем
Вопрос-ответ
Написать авторам
Близкие сайты
Помочь сайту
Реклама на сайте пос. Благодатное
Яндекс.Погода
 

Социализация


Рубрика: Для родителей. Автор: Наталья Воронина. Опубликовано: 2011-02-14.

Когда заходит речь о необычном воспитании детей, будь то гендерное (раздельное) или семейное обучение, то практически всегда возникает вопрос: а как же социализация?

мальчик и девочка бегут с букетом
Счастливые дети
В этот раз этот вопрос возник в разговоре с соседкой, и мы стали разбирать по полочкам: а что же действительно такое социализация и как она проявляется в обществе?

Итак, что же такое социализация? По всему выходит, что это — навыки общения. Стали мы внимательно рассматривать: какие навыки общения человек получает в своей жизни?

Вот приходит ребенок в школу. Какие виды общения есть в школьной среде?
  1. Ученик-учитель. Учитель выдает некоторую информацию или учит каким-то навыкам, а ребенок обязан эту информацию впитывать и выдавать ожидаемый результат. То, что говорит школьный учитель — всегда единственно правильно, обсуждению не подлежит. От личности учителя сильно зависит, как усвоит программу ученик. Хорошие учителя учат понимать предмет, думать, применять знания. Но является ли это общением? Вспомните самого любимого школьного учителя и задумайтесь: а что вы знаете о своем учителе как о человеке? Есть ли у него семья? Какую музыку он любит? Как относится к Вашему любимому фильму? Большинство учителей в школе ассоциируются только с предметами. Личная их жизнь не должна никак влиять на их работу. Это практически театральный актер, только он всегда играет одну и ту же роль. Разве это можно назвать общением? И все, что можно получить от такого «общения» — это отношение к предмету.
  2. Ученик-ученик. Чаще всего дети в школе общаются внутри одного класса. Но у ребят-одногодок приблизительно одинаковый уровень. Они привыкают к ощущению «одинаковости». Они обладают одинаковыми навыками общения и им неоткуда получать новый опыт. Разве что, в школьной среде появляется ощутимое деление на «касты»: вот эти мне равны, эти старше-умнее-лучше, а эти младше-глупее-хуже.
Конечно, есть еще кружки и секции, но там тоже есть ведущий и ведомые. Есть семья, но и там к детям относятся как к… детям — «К нам пришли гости, выйди, поздоровайся!» или «Уйди, не мешай, взрослые разговаривают!»

В результате, если ребенок принимает такую модель общения за единственно правильную, из школы выходит такой вот человек: он (вечный ученик) знает, что есть на свете люди, которые могут им командовать, они лучше знают, как и что нужно делать. Или наоборот, принимая роль учителя, он всегда точно знает как будет лучше — а другие нет, и окружающим в его модели остается только подчиняться. Даже сама идея о том, что правильным является один-единственный вариант, а все остальное — неправильно и плохо, уже значительно усложняет людям жизнь. Со временем, человек получает больше опыта и расширяет свои навыки общения, но школьная система остается с ним практически на всю жизнь.

В жизни эта модель работает так: в некоторых вопросах человек чувствует себя специалистом и выступает в роли «учителя», а в других — играет роль «ученика». В большом городе и «ученик», и «учитель» легко находят себе нишу, в которой им легко и просто общаться, но можно ли считать получившиеся общественные связи настоящей социализацией?

С большой долей уверенности я могу заявить — нет. Это просто увидеть на практике в маленьком кругу поселения. Сейчас в поселении живут по большей части «учителя», они знают, что и как нужно делать в жизни, и делают то, что считают нужным. Но что происходит, когда дело доходит до общих, совместных дел? Тогда получается следующая картина. Самый удачный случай, когда на совместное дело находится один «ведущий», а остальные согласны быть «ведомыми». У нас в поселении этот случай зовется «Паровозом». В случае, если на общее дело не находится «паровоз», то оно просто разваливается, каким бы нужным оно ни было.

Но бывает и так: ведущих, уверенных в себе «учителей» в данном вопросе несколько. Каждый «учитель» готовит свой «урок», выходит и говорит — вот смотрите, нужно сделать так-то и так-то! Но его сосед — тоже «учитель» и у него своя «домашняя заготовка», и он уверен, что она лучше всех. В результате произойдет конфликт, и дело тоже развалится — «учителя» не хотят договариваться, они отказываются «учить такой класс» — даже если их проект поправили по мелочам, им уже плохо, неинтересно, да гори оно все синим пламенем!

И вот уже который год мы живем в поместье и, общаясь со своими соседями, постоянно приходим к выводу: надо учиться договариваться! Надо переучиваться, вырабатывать новый навык общения. Социализироваться… У нас есть время понять, что человек, с которым ты общаешься, не такой, как ты, он думает по-другому, вы совсем не «одинаковы». Да и нет «правильных» и «неправильных», «хороших» и «плохих» вариантов на все случаи жизни, есть просто более и менее подходящие, удобные, ведущие к нашей цели — или от нее. Основа гармоничного общения — способность найти общее с другими людьми.

Как же я завидую нашим детям, которые с детских лет, легко и естественно привыкают общаться с разными людьми — разных возрастов, профессий, взглядов — и привыкают к этому, как к норме.