Ваше родовое поместье — это обустроенный Вами земельный надел в любом понравившемся месте площадью не менее одного гектара. Этот надел не делится, не продаётся, передаётся только по наследству.
Около половины поместья занимает лесопарк, около трети — сад. Предполагаются ещё огород, лужайки, газоны, пруд, декоративные насаждения, условия для животных и пчёл, живая изгородь. Где-то в красивейшем уголке поместья — дом.
Слушаю лекцию одного агронома с ВАСХНИЛа:
«Богатство человека определяется количеством земли, которое у него есть. Но не в смысле наличия свидетельства о праве собственности. Богатство определяет именно надел, который человек лично облагораживает, за которым он лично ухаживает. Чем этот надел больше, тем человек богаче».
Разговариваем об идее поместья с деревенскими: «Да ты что! Гектар обработать!? Да ты загнёшься через пару лет! Это ж ты знаешь, труд какой!?» В лучшем случае: «Вы ж молодые ещё, погуляли бы, для себя пожили, мир посмотрели, ещё успеете наработаться, на земле нелегко».
Вот говорят — хозяин земли, хозяйское отношение. Если где-то совхоз процветает или ферма — значит хороший хозяин…
Стал разбираться со словами «хозяин», «хозяйское отношение». По ощущениям, хозяином можно быть по отношению к чему-то неравному тебе. Быть хозяином — значит иметь полновластное право собственности. Хозяева были у рабов, можно быть хозяином животного, хозяином машины, дома или квартиры.
В русском языке есть следующие эпитеты по отношению к земле: «Земля — Матушка, Мать, сыра земля, земля кормилица». Как-то не подходит хозяйское отношение ни к матери, ни к кормилице… Ага, вот! «Без хозяина — земля сирота». То есть земле человек тоже нужен! А зачем?
Единственный тип длительных продуктивных взаимоотношений, существующий в природе — это симбиоз, то есть взаимовыгодное содействие. Хотите поспорить? Попробуйте.
Чем земля выгодна, полезна для человека — это понятно. Но по законам симбиоза, земле что-то должно быть нужно от человека. Что? Что отличает человека в отношениях с землёй от паразита? О чём говорила женщина-агроном с ВАСХНИЛа?
Может быть так? Берём пару машин перегноя, высыпаем перегной на несколько соток земли, перепахиваем, садим картошку, получаем пару-тройку лет хороший урожай, потом снова перегной, добавим мы золы древесной, мела, чтоб почву не закислить, и потом цикл повторится. Налицо хозяйское отношение: вложил — получи большой урожай. Не знаю я, как вам, а мне — как-то безрадостно. Нет ощущения, что земле от человека перегной нужен.
Вспоминается вот ещё… Было это, ещё когда в деревне жил, с родителями. Несколько лет подряд у нас на огороде морковка плохо родилась. Мелкая была, несладкая. Мама как-то весной предложила мне, тогда ещё подростку, над морковкой шефство взять.
Грядки я готовил сам. Потом посадил сам семена, всходы прореживал, их поливал. Собственно, всё то же делал, что и обычно у нас в семье с морковью делали, но очень мне хотелось, чтоб морковь хорошей родилась. Чаще других мест в огороде в то лето подходил я к морковным грядкам. Смотрел за тем, как она растёт, с ней разговаривал. Лишь осенью мы стали собирать плоды — то был триумф! Морковины, поставленные в ведра вертикально, торчали сверху. А уж радости-то было!!!
С той поры лет прошло порядочно, но каждый раз я замечаю: чему я в огороде больше внимания уделяю, то и растёт. Плоды эти приносят не просто удовольствие от поедания, не просто чувство сытости, а радость.
Другой пример — картошка. Когда у нас в поместье посадили мы картошку в первый раз, то накопали с сотки ведер восемь. Мелкая, червями вся изъедена, корява… Стал я думать. С краю поля встал и как-то обратился, даже не знаю я к кому. Хотел я знать, как на этом поле в следующем году мне урожай хороший получить картошки. Постепенно, мысли стали в голову мне приходить и состояние какое-то… Боялся повернуться я неловко, что бы не нарушить. Так хорошо было, спокойно и …торжественно!
Следующей весной мы посадили всю картошку по-новому. Ботва картофельная длинной получилась — мне по грудь. Когда у соседей ботва картофеля уже пожухла, моё картофельное поле зелёное стояло всё. Накопали тогда мы с сотки пятьдесят пять ведер. С той поры картошки садим полторы — две сотки. На две семьи, да и на коз хватает. Вы понимаете, что я сказать хочу: нам радость доставляет за ней ухаживать и её копать. Но только если это в состоянии диалога, общения с землёй, с тем, что родила она, только если душевность в отношениях хранить (о душе читайте в рассказе Зачем мне родовое поместье-1, или Сказка о душе). И если я расстроен, даже чем-нибудь озлоблен, в ссоре, то подхожу я к краю поля картофельного и стою так, как когда-то стоял и вопрошал, что делать. Чувство успокоения, тихой радости, потребность попросить прощения, простить, приходит тут же.
А отношение хозяйское, оно предполагает… отношение свысока, неравное. Хозяин — властелин, владелец полновластный, совета у земли не просит. То отношение к земле, которое здесь я описал, правильнее назвать душевным… точнее, любовным. С любовью относясь к земле, в ответ её любовь я ощущаю.
Быть может, устают так на своей земле как раз все те крестьяне, что относятся к ней «по-хозяйски»? Быть может, радость бытия для всех доступней станет, лишь стоит отнестись к земле с любовью.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, Вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies.