Недавно, пролистывая форум, наткнулся на сообщение о том, что кто-то накатывает дорогу зимой на старенькой «Ниве». Некоторое время не мог понять, в чём дело, пока жена не обратила моё внимание на то, что автор сообщения из Ярославской области. Я сначала подумал: «Везёт же людям!», но потом…
Тут к нам гости пожаловали: дачники прослышали, что дорога есть и решили к себе на дачу проехать. Их остановили и объяснили, что вот по этой дороге ехать на дачи не надо, но водитель решил, что Лексус 570 — очень проходимая машина, и будет он ещё тут объезжать. В результате, в течение следующего часа мы имели счастье наблюдать всё, на что этот «зверь» способен: он поднимался, опускался, пытаясь утрамбовать снег, колёса у него крутились фантастически медленно со всевозможными блокировками и примочками, но, похоже, не родился ещё тот Лексус, который может в Сибири ездить везде, где захочет его хозяин. Потом с дач подъехал другой джип, правда, менее «навороченный», и стали они застрявшего тянуть на тросе. Крюк не выдержал напряжения, разогнулся и, пулей пролетев положенные шесть метров, проделал в дорогущем заднем бампере джипа дыру в кулак. Хозяин до этого совершенно новой машины вылез на снег, внимательно осмотрел пробоину и сказал, что дальше будет ломать машину исключительно сам. После этого дачники успешно прибегли к старому, народному, тысячи раз проверенному способу: ползание вокруг машины и кидание снега лопатами.
А мы вечером собрались все вместе и решили устроить праздник очистки дороги. Дорога, правда, чистая стоит уже недели две, мороз около тридцати, но когда такие мелочи останавливали поселенцев, если хочется праздника! На следующее утро, при температуре минус двадцать девять, мы все вышли с лопатами и стали накидывать снег на абсолютно чистую дорогу на протяжении всех двух километров. Параллельно с этим, роторным снегоуборочником этот снег с дороги убирали. Красота!!! Просто настоящий праздник!!! А дело было вот в чём.
Стал один дачник зимой к себе на дачу ездить. Ездит он на «Ниве», но мы к нему туда дорогу не накатывали, поэтому он её чистить взялся. Мы с ним встретились, рассказали о своём опыте чисток дороги, рассказали о том, что если бурты будут высокие, то дорогу потом уже ничем не прочистить, что лучше её накатывать. Он послушал, покивал, а на следующий день загнал Кореец-погрузчик, который своим ковшом нам по дороге буртов и наделал.
Бурты низкие были, мы собрались и их легко разровняли. Потом периодически были ветры, небольшие метели, мы дорогу накатывали, её поддерживали, уровень дороги постепенно поднимался — словом, всё было хорошо…
Но тут на несколько дней зарядила серьёзная метель, всё сравняло. Мы вышли на чистку дороги: за снегоход «Буран» на галстук цепляли «Тойоту Кариб», они вместе разгонялись и прокатывали довольно большие участки дороги. Все остальные жители поселения в это время лопатами откапывали то те места, где «Кариб» не мог пройти даже вместе с «Бураном», то сам засевший в снегу «Кариб». Местами приходилось подключать роторный снегоуборочник, который подвозили к проблемным местам, зацепив за тот же «Буран». В общем, за два часа мы прошли две трети пути в два километра. Но в это время появился погрузчик, вызванный нашим любимым дачником. Мы договорились, что он просто проедет по дороге, которую мы накатываем, а чистить будет только участок, ведущий к даче. Но то ли водителю погрузчика показалось скучным вот так просто ехать, то ли ему не понравилось, как мы накатали дорогу… В общем, он взял и почистил всё, сняв укатанный нами слой, и оставил за собой уже высокие, местами выше колена, бурты, а заказчику, то есть дачнику, сказал, что почистить всё пришлось, так как никакой дороги и не было.
Мы все понимали, что если не убрать эти бурты, то после следующей метели нам уже никакой «Буран» не поможет — снег такой толщины укатать непросто. Поэтому и вышли на дорогу. Кстати, два километра — это совсем немного, если всем, включая женщин, выдать по лопате. Кто сказал, что они этими лопатами мужей будут на трудовой подвиг вдохновлять? Собственно, так и есть. Когда они рядом работают, мужики горы свернуть готовы. У нас одна соседка в свои шестьдесят шесть лет работает наравне со всеми!
Но особенно лично меня потряс Женя Хохуля! Это у нас живёт такой двухметровый человек. Назвать его шкафом язык не поворачивается — глаза у него добрые и умные. Он любит технику, а техника любит его. Сегодня он взялся подменить меня в управлении, точнее, толкании снегоуборочника. Обычно снегоуборочник сносно берёт наст, только если его расколоть лопатами, чтоб не было монолита. Правда, толкать всё равно тяжело, но дело идёт.
Глядя на то, как работает снегоуборочник, когда его толкает Женя, я подумал, что раскалывать совсем не обязательно. А ещё, что трактор с ротором нам совсем не нужен… потому, что у нас есть Хохуля. Правда, у него сосульки на усах намёрзли сантиметра по четыре, а вместо снежной пыли на плечах и спине от него пар валил, но всем, кто работал лопатами, тоже приходилось шевелиться, потому что снегоуборочник, управляемый Женей, двигался очень быстро.
Другой сосед-снегокоп работал так настойчиво и целеустремлённо, что в конце прочистки ему пора было менять третью лопату. «Да лопаты какие-то хлипкие пошли» — сокрушался он.
Вся работа на дороге длилась около четырёх часов, а было нас восемь — двенадцать человек (некоторые устали и не дошли до конца, некоторые присоединились с середины).
Дома меня ждала жена и мой любимый банановый кекс. Она ушла пораньше, и успела с выпечкой к моему возвращению. Когда приходишь после такой работы домой, в тепло, то понимаешь, что вся одежда мокрая, а ты просто зверски хочешь пить. Крепкий чёрный чай с вишнёвым вареньем, и туда чуть-чуть массандровского кагора — это в самый раз с мороза согреться и восстановиться. А потом — мой любимый кекс! В его рецептуре два банана, курага, финики, изюм, морковь, лимонный сок, грецкие орехи, оливковое масло и по полстакана отрубей и муки. И почему он называется банановым?
Вы спросите: и где же праздник?
Праздник в ощущении праздника. Когда все вместе, весело и дружно делаем трудную, нужную всем работу, когда девчонки приносят чай в термосах, и каждый старается пить помаленьку, чтоб всем досталось, а кто-то не пьёт, говоря, что он ещё и не разогрелся, а от самого уже пар валит. Собственно, может и весело так оттого, что «дурная» вода вместе с дурными мыслями из тела выходит, а остается радость движения и общего свершения. Вообще, наверное любое событие может быть праздником, как посмотреть…