Планируя жизнь в поместье, я всегда возвращался к приобретению животных. Когда я был маленьким, у нас был пуховый козёл. Вероятно, вспоминая о нём, я мечтал о дойных козах. Я хотел приобрести двух козочек сестричек и вырастить их. Жена довольно скептически относилась к этим идеям. Её настораживала привязка к животным, их зависимость от хозяина, невозможность надолго отлучиться из поместья (козу, например, доят три раза в день).
Ситуация радикально изменилась после того, как мы отравились некачественными молочными продуктами с рынка. Жена сказала, что мы покупаем дойную козу. А было это в конце октября.
Какую козу!? Ни кормов, ни хлева, да и кто продаст дойную, покрытую козу в зиму?! Коз, то есть молодых козочек продают весной! Летом, на худой конец!
«Будем искать — найдём, корма купим, хлев ещё есть время построить» - был мне ответ.
Нашли козу мы где-то в течение недели. Собственно, это был не первый попавшийся вариант, и даже не второй. Оказывается, есть немало людей, которые хотят продать своих коз, а язык может довести иногда очень далеко. Проблема была в том, что коз многие хозяева держат не в лучших условиях, не всегда за животными следят. Когда приезжаешь смотреть козу, настраиваешься на знакомство с животным, как бы настраиваешься на него и ловишь страдания, которые оно испытывает от неправильного обращения, от плохих условий содержания. А бывают «пустые» козы. Это внешне довольно ухоженные, откормленные животные с отсутствием интеллекта в глазах. Они не проявляют интереса к человеку, не спешат слушаться хозяев, слабо проявляют эмоции, и основным их качеством можно назвать упрямство.
«Наша» хозяйка держала двух коз, маму и дочку, обе были покрыты, мама доилась, дочке предстояло ягниться первый раз. Их нам посоветовала одна знакомая, порекомендовав хозяйку аккуратной и доброй, а коз воспитанными и доброжелательными, к тому же и довольно высокомолочными. Собственно, коза на продажу (вторая дочка), была уже продана и больше там продавать коз никто и не собирался, но через пару дней хозяйка позвонила сама и предложила купить старшую козу.
Надо ли говорить, что всю эту неделю, параллельно с основной работой на стройке у соседа, шло возведение хлева — пристройки к бане, а в последний день — сооружение клетки для перевозки. Сено нам уступили в обмен на будущее молоко соседи, которые заготовили его для коровы, но там что-то не срослось.
Сама коза оказалась чрезвычайно приветливой, терпеливой и, я бы даже сказал, деликатной животиной. Воспитанная женщиной, она долгое время бегала за моей женой как привязанная, воспринимая меня, как просто обслуживающий персонал. В первый же день мы по незнанию накормили её коноплёй, она потом буянила в недостроенном сарае, пока жена не догадалась успокоить её пустырником, съеденным козой с жадностью. Кстати, позже я подводил козу к пустырнику — всякий раз безрезультатно. Начитавшись о диетах для коз, а так же об опасности перекорма, мы в первые же дни посадили козу на голодную диету. Это выяснилось потом, когда в ноябре я выпустил её пастись на неглубокий снег и увидел, сколько коза съедает на пастбище, с ней потом ничего не бывает и она потом тихо, спокойно стоит в хлеву. А в первые дни в неутеплённом сарае без дверей, при морозе в минус двадцать с лишним на голодной диете мы учились понимать нашу козу. Иногда пустырник нужен был мне. Вскоре выяснилось, что наша умница никогда не подаёт голоса без необходимости. Чаще всего — это требование покормить, подоить, погулять или просто приветствие. Наблюдая, что и как коза ест в свободном выпасе, мы поняли, что ест она практически всё, что в кормах ей требуется разнообразие, что заставлять её делать что-то — занятие бесперспективное.
О молоке могу сказать, что оно — на любителя. Даже не имея козьего привкуса, оно настолько сладкое и «плотное», что коровье после него воспринимается разбавленным. Творог, творожный сыр, блины на сыворотке — выше всяких похвал. Но важнее молока для меня оказалось наличие существа, которое всегда радо тебя видеть и выражает тебе всяческое приятие.
А впереди очередное приключение — рождение козлят.