Леса России на пороге катастрофы
Рубрика:
Философское. Автор: Аня Попова. Опубликовано: 2017-12-05.
В России темпы уничтожения лесов катастрофические. На территории Иркутской области более 50% лесов пройдено сплошными рубками. Что это значит?
Что на всей этой территории не осталось ни деревьев, ни кустарников — только пеньки. На месте вырубленной многолетней тайги в самом лучшем случае вырастут малоценные породы, которые легко сеются ветром и нетребовательны к условиям — береза, сосна. Или монокультурные посадки как результат «лесовосстановительных работ» на месте вырубок. Ценные породы, кедр, например, не будут расти на пустоши, им, с их крупными семенами и требовательности к экосистеме, больше неоткуда посеяться и нет условий для роста. А в условиях сухого климата Иркутской области, где лес сохраняет влагу, на месте сплошных вырубок вскоре будет пустыня. Не меньше масштаб проблемы в Томской, Амурской областях.
Все это варварство можно объяснить только желанием больше и больше получить (или украсть) прямо сейчас, так как щадящие технологии заготовления древесины дают финансовую выгоду уже в масштабах 10 лет. Не говоря уже о сохранении сообщества лесных растений, грибов, мест обитания животных, очищения и насыщения воздуха кислородом.
Выборочная рубка деревьев, которые затем аккуратно вывозятся из леса трелевочным трактором по дорожкам, давно стала основным способом в США, Канаде, Европейских странах. Через год никаких следов от такой вырубки уже нет — растут грибы, ягоды, подрастают молодые деревья. Знают про такие технологии и умеют их применять и в России, однако сплошная рубка остается самым массовым способом. Большую часть дерева, которую можно было бы переработать в материалы (плиты, топливные гранулы и прочие), просто бросают, забирая лишь нижнюю часть ствола — кругляк. Россия — мировой лидер по эскпорту непереработанной древесины, в результате 90% прибыли от вырубки нашего леса получает Китай, делающий из дешевой древесины дорогой готовый продукт.
В последнее время проблема незаконных и массовых вырубок в Сибири и на Дальнем востоке многократно усугубилась.
Не секрет, что большая часть экспорта российского леса идет в Китай, который в последние годы идёт к полному запрету вырубок государственных лесов на своей территории.
Китайские граждане с большим опытом едут губить леса России. Безжалостно вырубаются реликтовые леса Алтая, кедровая тайга в Томской области, Иркутский лес и дальневосточная тайга. Я получила незабываемые впечатления, когда проехала в сторону Забайкалья по железной дороге: на месте тайги - пустошь на всем протяжении с пеньками до горизонта, железнодорожные составы с бревнами один за одним, пилорамы с горами бревен. Ни леса, ни природы. И уж конечно, никакого «восстановления лесов на месте сплошных вырубок», которое обязательно должно быть по закону. Китайцам это не надо, это не их страна — наша. И нашим детям в ней жить.
Незаконные и браконьерские вырубки можно пресечь. Активность местного населения и общероссийская поддержка не дадут замалчивать факты.
Прямо сейчас идет борьба местных жителей против вырубки алтайской тайги.
Это общая проблема, здесь все люди в одной лодке. Конечно, деревья рубить все равно придётся — потребность в древесных материалах, бумаге велика. Но в наших интересах относиться к лесу бережно, сохраняя потенциал роста, давая восстановиться и не эксплуатируя чрезмерно. В перспективе надо брать пример с тех стран, где эта практика наработана и закреплена законами: полный запрет сплошных вырубок леса кроме специальных лесопосадок, бережные выборочные рубки и полное использование древесины на перерабатывающих производствах, которые позволят получить больше прибыли от экспорта и дать работу местным жителям.