Шапка сайта Благодатное
Поселение родовых поместий Благодатное. Новосибирская область, Ордынский район
О нас
Пресса о нас
Мы сами о нас
Новости
Продукция
Натуральные продукты
Народные игрушки и поделки
Наши статьи
Поселенские истории
Строительство
Семена и саженцы
Земледелие
Рукоделие, ремёсла
Для родителей
Праздники
Философское
Решись быть здоровым!
Жена-богиня
С миру по нитке
Благодатные растения
Дикие птицы и животное окрестностей поселения Благодатное
Фотовыставка
Поболтаем
Вопрос-ответ
Форум
Написать авторам
Близкие сайты
Помочь сайту
Реклама на сайте пос. Благодатное
Яндекс.Погода
 

Три дня приручения лошади


Рубрика: 9-я книга. Поселенские истории. Автор: Наталья Воронина. Опубликовано: 2014-10-31.

Купили мы с мужем жеребушку малую — всего месяцев шесть отроду. Купили из табуна, где коней на мясо разводят, то есть воспитанием и здоровьем никто не занимается. Летом на луга выгонят, зимой трактор в леваду заедет, тюк соломы завезёт, воды из цистерны в колоду нальют, да овса по большим праздникам в кормушку сыпанут. На сто сорок голов, по-моему, пара конюхов. Вот и вся забота.

Рыжая Лиза
Рыжая Лиза
Поэтому и наша лошадка изначально дикая была. Никого не подпускала к себе на расстояние даже метров пяти. Еле поймали. Привезли её на растяжке в ГАЗели, выгрузили и загнали в конюшню.

Первый день

Конюшня у нас просторная — саманный домик 6 на 6 м, метра три в коньке. Но пока лошади не было, мы туда поселили козочек и курочек. Изначально планировалось два стойла для коз, куриный отдел и, собственно, конюшенный — примерно 4х3 м. Потом появился козёл, и соседка свою козу на постой отдала, вот и получилось, что в конюшенном отделении у нас пара коз обжились. И куры… Тем вообще закон не писан — они по всей доступной территории гуляют.

А тут вдруг лошадь!.. Почему — вдруг, если мы о ней мечтали уже несколько лет? Ну… мечтать — это одно, а до реальной покупки дело не доходило. То продаваемая лошадь располагается далеко, то хозяин высокую цену просит… И вдруг звонит мне муж и говорит:

— А пойдем завтра на нашу местную ферму, лошадей посмотрим. Ходят слухи, что хозяин кобылок продаёт.
— Пойдём, — отвечаю, а сама не особенно надеюсь. Уж больно долго ждала появления лошадки. …И вдруг мы её покупаем!

В общем, раскрыли мы двери и под радостное встречное кудахтанье кур вдвоём впервые загнали нашу лошадку в конюшенное стойло.

Готовясь к покупке, я перечитала уйму информации в интернете и печатных российских и зарубежных книгах о том, как следует себя вести с лошадьми. Из этого прочитанного я поняла, что лошади — очень пугливые создания и в случае «чего» жди от них упреждающего удара копытом или укуса — в зависимости от того, какой частью они к тебе расположены. Наша лошадка, конечно, осторожничала и в руки не давалась, но особой «пуганности» я не заметила. Если есть возможность отойти — то она просто отходила. Если не было (когда её тянули за повод), то делала большие глаза и пыталась всеми силами отвертеться. А впереди-то ночь. С козами. Которые сами за всю свою жизнь ни разу животное больше собаки не видали и поэтому всё первое время толклись у двери, в надежде выбраться и убежать.

Первым же вечером лошадке мы предложили овёс в ведёрке. Немного поразмыслив, она согласилась, правда, всё-таки дождавшись, пока мы отойдём на некоторое расстояние. Чуть погодя мы предложили ей и тёплую воду. Так как с первых же минут знакомства жеребуха к нашим козам относилась проще, мы решили, что она их принимает за каких-то своеобразных собак, которые всегда были рядом с табуном на ферме. Последовав их примеру, мы попробовали приближаться к лошадке снизу, то есть гусиным шагом, вприсядку. Сработало! Она подпустила нас примерно на расстояние полуметра. И вот, довольные успешно проведённым экспериментом, мы разложили всем сена и пошли спать.

Второй день

Проснулись мы рано. Как я уже говорила, я основательно обчиталась теоретически подготовилась к появлению лошади и на основании полученных знаний предполагала, что самое обыкновенное и в то же время страшное заболевание лошади — колики — могут быть вызваны тем, что лошадь переела сухого овса и перепила воды. Аод действием жидности овёс в желудке спешно разбухает, многократно увеличивается в объёме, что может вызвать колики, которые, в свою очередь, могут грозить всякими неприятностями, вплоть до летального исхода. И вот я задаю вопрос мужу:

— Ты много вчера овса ей давал?
— Вроде нет, а что?

Я объясняю свою страшную мысль. И мы в февральской ночи с фонариком наперевес бежим на конюшню смотреть на возможный стопятидесяти килограммовый труп. Козы и куры были сильно удивлены нашему полуночному появлению и судорожному движению луча фонаря по конюшне. Но, по большому счёту, овса в вечернем ведёрке было немного, и лошадь чувствовала себя хорошо. Сунув всем ещё по пучку сена, мы успокоились и ретировались.

Утром стали придумывать кличку для новой дамы нашего поместья.

— Давай Белкой назовем, она же рыжая как белка, и с белой полосой на морде.
— Нет, белка у нас уже есть. — Это кошка, доставшаяся от соседей. У той кошки очень пушистый хвост и когда она бежит, то действительно очень сильно напоминает белку. Да и лазить по деревьям очень любит, в отличии от нашего кота.
А может Ладой назовем, пусть ладной лошадью растёт…
Аха — поеду я в магазин на Ладе. Путаница с продукцией российского автопрома может возникнуть.
— Ну пускай Лаской будет — опять же рыжая как ласка и ласковой вырастет…
— А давай Лизкой звать будем. С умной хитрюгой — лисой созвучно, а полное имя — Елизавета.
— Ага. Рыжая лиса, как на эмблеме броузера Файрфокс.
— А что: Лизка Файрфокс — очень даже ничего! Будет с одной стороны — умной, с другой — гибкой и популярной!

На второй день решили мы угостить наших копытных овощами. Нарезали тыквы, подсыпали в резку овса и выдали всем по отдельной миске. Но с непониманием отнеслась Лизавета к подношению: внимательно осмотрела, но есть овощи не стала, лишь овёс слизала. Не кормили её овощами на ферме, вот она и не знает как это вкусно. Козы свою порцию доели и лошадиную разобрали. Как говорится, в большой семье клювом не щелкают!

В овощах — доступные витамины, макро — и микроэлементы, необходимые для роста и высокой производительности на сельхозработах. Без овощей в рационе лошадь много не наработает, будет болеть чаще и проживёт меньше. Потому стала я голову ломать, как бы новичка к овощам приучить. Пришла домой, натёрла тыкву и смешала с овсом. Предложила смесь лошадке. Козы-сожительницы тут как тут: «А что там такое вкусное мимо нас проходит?» И вот пока муж отвлекал коз байками и веником сосновым, лошадка лопала тыквенный овёс у меня из кастрюльки. А я затаив дыхание, осторожненько гладила её по щеке. Потом мы меняемся ролями, и вот уже муж кормит Лизку и пытается её погладить, а я развлекаю коз в другом конце стойла. Овёс с тёртой тыквой съеден, кусочки облизаны и достались козам. Ну, что ж, лиха беда начало!

Третий день

Придя утром в конюшню, мы обнаружили неожиданный подарок: в абсолютно пустой кормушке аккуратная кучка лошадиных бобов! Животное ещё не знает, для чего нужны кормушки и как важно содержать их в чистоте. Пока муж поил животинку и раздавал всем сено-солому, я полезла в стойло чистить кормушку. Стою в одном углу, Лизка в другом. Кормушку вычистила, теперь хочу погладить лошадку, а она не даётся! Ладно, стою. Смотрю коза подошла к лошади и нюхает её, носом чуть-чуть касаясь шерсти.

— Ах, ты ж!.. Вот козе даёшь себя потрогать, а мне нельзя? — И тоже протягиваю руку, слегка касаясь меха на боку лошадки. Она не двигается. Я чуть ближе. Стоит. И вот уже я всей пятернёй чещу ей хребтину, а Лизка аж выгибается от удовольствия! Когда она гуляла в табуне на ферме, они с матерью «чесали» друг друга зубами, оттого вся шерсть вдоль позвоночника была обслюнявлена и скатана. Тут просто поле непаханое для щётки-скребницы, а её у нас до сих пор нет! Приходится обходиться руками. Пальцы уже постанывают от напряжения, но вынимать руки из шерсти не хочется!

А тут и муж зашёл с ворохом соломы. И я, гордая, показываю ему, каких успехов в приручении лошади достигла!

— Я тоже хочу!
— Присоединяйся!

Два «больших» человека в стойле — это пока что для жеребёнка слишком и она перестаёт подпускать к себе. Пришлось мне выйти. И вот уже муж начесывает лошадиный бок.

Кстати, на третий день лошадь, насмотревшись на коз и сообразив, что пропускает мимо себя что-то действительно вкусное, решила попробовать нашу резаную тыкву. Правда, ест лошадь медленно, как будто по-человечески смакуя: «ХРУМ… ХРУМ…». Козы заглатывают свою порцию куда быстрее: «хрум-хрум-хрум, хрум-хрум-хрум» и, недолго думая, переключаются на порцию своей нерасторопной новоиспечённой подруги.

Вскоре от первоначального козьего страха не осталось и следа. Они научились шустро таскать сено из лошадиной кормушки, а на уличных прогулках стали крутиться вокруг своей соседки -великанши с важным видом и успешно оттирать скромницу от хозяев.

Завершающий статью узор

« назад